Танатология «Memento mori»
Христианское отношение к смерти

Христианское отношение к смерти

Хотя оккультное учение о загробной жизни и заводит далеко в сторону от истинной природы вещей, оно начинается с несомненной христианской истины: смерть тела есть не конец человеческой жизни, а лишь начало нового состояния человеческой личности, которая продолжает существовать отдельно от тела. Смерть, которая не была создана Богом, а была привнесена в творение грехом Адама в раю, - это самая удивительная форма, в какой человек встречается с падением своей природы. Судьба личности в вечности во многом зависит от того, как она относится к собственной смерти и готовится к ней.Истинное христианское отношение к смерти заключает в себе элементы как страха, так и неуверенности, - именно тех эмоций, которые хочет упразднить оккультизм. Однако в христианском отношении нет ничего от низкого страха, который могут испытывать умирающие без надежды на вечную жизнь; христианин с умиротворенной совестью приближается к смерти спокойно и, по Божией милости, даже с определенной уверенностью. Посмотрим же на христианскую смерть нескольких великих святых египетских подвижников V века."Когда наступило время кончины преподобного Агафона, он пребыл три дня в глубоком внимании к себе, не беседуя ни с кем. Братия спросили его: "Авва Агафон, где ты?" - "Я предстою суду Христову", - отвечал он. Братия сказали: "Неужели и ты, отец, боишься?" Он отвечал: "Я старался по силе моей сохранить заповеди Божий, но я - человек, и откуда знаю, были ли угодны дела мои Богу". Братия спросили: "Неужели ты не уповаешь на жительство твое, которое было сообразно воле Божией?" - "Не могу уповать, - отвечал он, - потому что ин суд человечий и ин суд Божий". Они хотели еще спросить его, но он сказал им: "Окажите мне любовь, теперь не говорите со мной, потому что я не свободен". И он скончался с радостию. "Мы видели его веселящимся, - передавали его ученики, - как бы он встречал и приветствовал дорогих друзей" [1].Даже великие святые, умирающие при явных знамениях Божией милости, сохраняют трезвенное смирение в отношении своего спасения. "Когда настало время умирать великому Сисою, просветилось лице его и он сказал сидевшим у него отцам: "Вот пришел авва Антоний". Помолчав несколько, сказал: "Вот лик пророческий пришел". Потом просветился более и сказал: "Вот пришел лик апостольский". И опять сугубо просветилось лице его; он начал с кем-то беседовать. Старцы упрашивали его сказать, с кем он беседует. Он отвечал: "Ангелы пришли взять меня, но я умоляю их, чтобы они оставили меня на короткое время для покаяния". Старцы сказали ему: "Отец, ты не нуждаешься в покаянии". Он отвечал им: "Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию". А все знали, что он совершен. Так говорил и чувствовал истинный христианин, несмотря на то, что во время жизни своей воскрешал мертвых единым словом и был исполнен даров Святаго Духа. И еще более засияло лице его, засияло, как солнце. Все убоялись. Он сказал им: "Смотрите - Господь пришел и изрек: принесите Мне избранный сосуд из пустыни". С этими словами он испустил дух. Увидена была молния, и храмина исполнилась благоухания" (Патерик Скитский; см. у епископа Игнатия, т. 3, стр. 110).Как же отличается это глубокое и трезвенное христианское отношение от поверхностной позиции некоторых из нынешних неправославных христиан, которые думают, что уже спасены и даже не подвергнутся суду, как все люди, и поэтому не должны ничего бояться при смерти. Подобная позиция, очень широко распространенная среди современных протестантов, фактически недалеко ушла от оккультной идеи о том, что смерти бояться не следует, потому что вечных мук там нет; несомненно, хотя и неумышленно, она помогла становлению подобного отношения. Блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.) в своем толковании на Евангелие писал: "Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных... Много званных, то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но мало избранных, немного спасающихся, достойных избрания от Бога" (Толкование на Евангелие от Матфея 22, 14).Сходство между оккультной философией и общим протестантским взглядом является, возможно, главной причиной того, что попытки некоторых евангельских протестантов критиковать современные посмертные опыты с точки зрения "библейского христианства" оказались столь неудачными. Сами эти критики столько растеряли из традиционного христианского учения о загробной жизни, воздушном царстве, делах и обманах бесов, что их критика часто расплывчата и произвольна, а их способность к различению в этой области не больше, чем у светских исследователей, почему они и обманываются "христианскими" или "библейскими" опытами в воздушном царстве.Настоящее христианское отношение к смерти основано на осознании критической разницы между этой жизнью и грядущей. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) в следующих словах подытожил библейское и отеческое учения по этому вопросу: "Смерть есть предел, которым ограничивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Спаситель Своею притчею о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой немедленно по смерти получили воздаяние, и богатый, как ни мучился в аду, не мог через покаяние освободиться от своих страданий" (Лк. 16, 26) [2].Поэтому-то смерть и есть именно та реальность, которая пробуждает в человеке сознание различия между этим миром и миром грядущим, вдохновляет на жизнь, исполненную покаяния и очищения, пока у нас есть драгоценное время. Когда св. авву Дорофея некий брат спросил о себе, отчего он впадает в беспечность в келии своей, старец сказал ему: "Оттого, что ты не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущего мучения. Ибо если бы ты достоверно знал это, то хотя бы келия твоя была полна червей, так что ты стоял бы в них по самую шею, ты терпел бы сие, не расслабевая" [3].Сходным образом уже в новое время св. Серафим Саровский учил: "Если бы ты знал, какая сладость ожидает душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби, гонения и клевету с благодарением. Если бы самая эта келлия наша была полна червей и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно было бы на это согласиться, чтобы не лишиться той небесной радости, какую уготовал Бог любящим Его" [4].Бесстрашие протестантов, подобно как и оккультистов, перед лицом смерти - это прямое следствие неосведомленности в том, что их ожидает в будущей жизни и что можно сделать сейчас, чтобы приготовиться к ней. По этой причине истинные опыты или видения загробной жизни потрясают до глубины души и (если человек не вел ревностной христианской жизни) изменяют всю его жизнь до конца дней. Когда преп. Афанасий Киево-Печерский умер и через два дня ожил, игумен и братия ужаснулись, увидев его ожившим; потом начали вопрошать: как ожил он? что видел и слышал? На все вопросы он отвечал только словами "спасайтесь". Когда же братья неотступно упрашивали сказать им полезное, то он завещал им послушание и непрестанное покаяние. Вслед за этим Афанасий заключился в пещере, пребыл в ней безвыходно в течение двенадцати лет, день и ночь проводя в непрестанных слезах, через день вкушая понемногу хлеба и воды и не беседуя ни с кем все это время. Когда настал час его кончины, он скончался с миром о Господе [5].Сходно с этим на Западе Беда Достопочтенный рассказывает, как некий житель Нортумбрии, пробыв умершим целую ночь, вернулся к жизни и сказал: "Воистину я восстал из объятий смерти, и мне снова позволено жить среди людей. Но отныне не должно мне жить, как я жил прежде, а должен я вести совсем иную жизнь". Он раздал все свое имение и удалился в монастырь. Позднее он рассказал, что видел и небо, и ад; но "этот человек Божий не желал говорить об этом с безразличными и беззаботными людьми, но лишь с теми, кого преследовал страх наказания или веселила надежда жизни вечной и кто желал принять слова его к сердцу и возрастать в святости" [6].Даже и в наше время автор "Невероятного для многих..." был так потрясен своим подлинным опытом потустороннего мира, что полностью изменил свою жизнь, стал монахом и написал повествование о своем опыте, чтобы пробудить ему подобных, которые живут в ложной беспечности неверия в будущую жизнь.Подобные случаи много раз встречаются в житиях святых и в других православных источниках, и они находятся в резком контрасте с опытами современных людей, которые видели "небо" и "потусторонний мир" и все же остались в ложной уверенности, что они уже готовы для жизни после смерти и что самой смерти нечего бояться.Место памятования смерти в христианской жизни можно видеть из учебника христианского подвига, "Лествицы" преп. Иоанна Лествичника, шестая степень которой специально посвящена этому: "Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий... Невозможное для человека дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни" (Степень 6:4, 24). Писание хорошо говорит: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). Великий Варсануфий Газский советовал брату: "Да укрепляет помыслы твои памятование смерти, час которой не известен никому. Потщимся же творить добро до исхода нашего из сей жизни - ибо мы не знаем, в какой день будем призваны, - чтобы не оказаться нам неготовыми и не остаться вне чертога брачного с пятью юродивыми девами" (Св. Варсануфий, ответ 799).Великий авва Пимен, узнав о смерти египетского подвижника, преп. Арсения Великого, сказал: "Блажен Арсений: ты оплакал себя в течение земной жизни! Не оплакивающие себя здесь будем плакать вечно. Невозможно избежать плача: или здесь - произвольного, или там, в муках, невольного" (Патерик Скитский; см. у епископа Игнатия, т. 3, стр. 108).Только имеющий этот трезвый христианский взгляд на жизнь может осмелиться сказать вместе с апостолом Павлом, что он имеет желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23). Только тот, кто вел христианскую жизнь подвига, покаяния и оплакивания своих грехов, может сказать со св. Амвросием Медиоланским: "Глупцы боятся смерти как величайшего зла, а мудрые ищут ее как упокоения после трудов и как конца бед" ("Смерть как благо", 8: 32).Преосвященный Игнатий Брянчанинов завершает свое знаменитое "Слово о смерти" словами, которые и сейчас, спустя сто лет, звучат для нас призывом вернуться к единственно правильному христианскому отношению к смерти, отбросив все розовые иллюзии нашего нынешнего духовного состояния, а также все ложные надежды на будущую жизнь:"...Полезно возбуждать в себе воспоминание о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине и погребении ближних, частым рассматриванием и обновлением в памяти различных современных смертей, слышанных и виденных нами... Уразумев краткость нашей земной жизни и суетность всех земных приобретений и преимуществ, уразумев ужасную будущность, ожидающую тех, кто, пренебрегши Искупителем и искуплением, принесли себя всецело в жертву греху и тлению, - отвратим мысленные очи наши от пристального зрения на обманчивую и обворожительную красоту мира, удобно уловляющую слабое сердце человеческое в любовь к себе и в услужение себе; обратим их к страшному, но спасительному зрелищу - к ожидающей нас смерти. Оплачем себя благовременно; омоем, очистим слезами и исповеданием грехи наши, записанные в книгах Миродержца. Стяжем благодать Святаго Духа - эту печать, это знамение избрания и спасения: оно необходимо для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в небесные врата и обители...Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай.Милосердный Господь да дарует читателям этого слова и составившему его помнить смерть во время земной жизни: памятованием ее, умерщвлением себя ко всему суетному и жизнию для вечности отстранить от себя лютость смерти, когда настанет час ее, и перейти ею в блаженную, вечную, истинную жизнь. Аминь" (т. 3, стр. 181-183).

1. Патерик Скитский; см. у епископа Игнатия, т. 3, стр. 107. ^ 2. Митр. Макарий, "Православное Догматическое Богословие", т. 2, стр. 524. ^ 3. Авва Дорофей. Поучение 12 "О страхе будущего мучения". ^ 4. Духовные поучения преп. Серафима Саровского, Платина, Калифорния, 1978, стр. 69. ^ 5. Т. 3, стр. 129, житие его см. в Киево-Печерском патерике, память преподобного Афанасия, затворника Печерского, празднуется 2 декабря. ^ 6. Беда Достопочтенный, "История Английской Церкви и народа", Книга 5, 12, стр. 289-293. ^


просмотров: 5293
The Rosemont Wood Adult Cremation Urn

$11.91
End Date: Wednesday Dec-19-2018 16:46:22 PST
Buy It Now for only: $11.91
|
Hourglass Cremation Urn Necklace Stainless Steel Memorial Ashes Holder Keepsake

$8.44
End Date: Saturday Dec-22-2018 18:33:56 PST
Buy It Now for only: $8.44
|
Black & Silver Cremation Urn Ashes Holder Stainless Memorial Men Cross Necklace

$23.72
End Date: Sunday Dec-30-2018 9:17:24 PST
Buy It Now for only: $23.72
|
SmartChoice Keepsake Rhinestone Necklace Heart Pendant for Cremation Ashes wi...

$11.45
End Date: Friday Dec-28-2018 10:23:43 PST
Buy It Now for only: $11.45
|
Always With Me Heart Cremation Jewelry Pendant Urn Keepsake Memorial Necklace

$15.95
End Date: Saturday Jan-12-2019 8:51:38 PST
Buy It Now for only: $15.95
|
Perfect Memorials Deep Sea Keepsake Cremation Urn

$11.45
End Date: Wednesday Jan-9-2019 10:39:44 PST
Buy It Now for only: $11.45
|
Red Heart Cremation Jewelry Keepsake Pendant Urn with 20" Necklace - Funnel

$7.98
End Date: Tuesday Jan-1-2019 20:02:29 PST
Buy It Now for only: $7.98
|
Black Bullet Cremation Jewelry Keepsake Memorial Urn Necklace Ash Holder Pendant

$15.95
End Date: Saturday Jan-12-2019 8:51:25 PST
Buy It Now for only: $15.95
|
Perfect Memorials Turquoise Dream Keepsake Cremation Urn

$7.99
End Date: Tuesday Jan-1-2019 19:59:51 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
Steel Hawser Cross Cremation Jewelry Memorial Keepsake Ashes Urn Holder Necklace

$9.95
End Date: Friday Jan-11-2019 12:03:28 PST
Buy It Now for only: $9.95
|
Cross Angel Wings Cremation Urn Keepsake Memorial Ash Pendant 20" Necklace

$10.89
End Date: Tuesday Jan-1-2019 19:59:10 PST
Buy It Now for only: $10.89
|
Angel Heart & Wings Cremation Jewelry Ashes Keepsake Memorial Urn Necklace NEW

$49.99
End Date: Thursday Dec-20-2018 13:51:26 PST
Buy It Now for only: $49.99
|
Поиск товаров для похорон, ритуальные принадлежности
 
Виктор Фирсов Предсказываем свое будущее сами. Вечный календарь
Предсказываем свое будущее сами. Вечный календарь
Эта книга, как волшебный калейдоскоп, дает возможность сложить из осколков мировых событий целостную картину мира. И по прошлому определить, каким будет еще не наступившее будущее. Вы сможете сами выбрать стратегию поведения и решить, что для вас выгодней предпринять в мае, а что в августе. Когда лучше отправляться в путешествие Ракам, признаваться в любви Девам и устраиваться на работу Водолеям. Автор делится с читателями своими надеждами, опасениями и предвидениями....

Цена:
169 руб

Наталья Степанова Оракул на здоровье
Оракул на здоровье
Кто из нас хоть раз в своей жизни не мечтал приподнять завесу тайны, заглянуть в будущее и стать хозяином собственной судьбы, бросив вызов самому провидению? Благодаря новой книге потомственной сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой вы сможете не только узнать больше о своем здоровье, получить совет или предостережение, но с помощью старинных заговоров и оберегов защитить себя от болезней и недугов....

Цена:
279 руб

Софья Санс Тайны мертвых. Избранные главы
Тайны мертвых. Избранные главы
Он не понимал смысла жизни... Он увидел реальность глазами Бога… Он понял, что никогда не знал настоящей любви… Он нашел ответы на других планетах… Он рассказал свою историю из мира мертвых… КНИГА «ТАЙНЫ МЕРТВЫХ» - это откровение реального человека о собственной жизни после смерти - книга написана посредством ченнелинга души Яна с автором. Ян делится с читателями ценными фактами о цели нашего пребывания на Земле, о борьбе с силами зла и о приближении к Божественному источнику....

Цена:
169 руб

Конец времен. Новый взгляд на пророчества майя The End of Time: The Mayan Prophecies Revisited
Конец времен. Новый взгляд на пророчества майя
Как и почему древние майя, люди камня и бронзы, смогли изобрести точнейший календарь? На каких познаниях основано их убеждение, что нынешний "век ягуара" начался 13 августа 3114 года до н.э. и должен завершиться 21 декабря 2012 года? Что предшествовало основанию известных нам цивилизаций?
Автор серии научных бестселлеров Эдриан Джилберт открывает новые пласты древних знаний центральноамериканских индейцев. Жизнь этих благоговеющих перед звездами и календарями людей подчинялась основополагающему принципу: цикличности бытия. И они были убеждены, что катастрофическим событиям глубокого прошлого суждено повториться…...

Цена:
589 руб

Беседы со странником. Образ потустороннего мира
Беседы со странником. Образ потустороннего мира
Книга `Беседы со странником` – это откровенная исповедь о потустороннем и Небесном мире, который находится в непрерывном общении с нами. Вот только некоторые… боятся это признать....

Цена:
383 руб

Великая Ванга: Тайны ясновидения и предсказаний
Великая Ванга: Тайны ясновидения и предсказаний
Цена:
329 руб

2062. Исторические пророчества о будущем России
2062. Исторические пророчества о будущем России
Исследование генерал-майора русской армии, историка В.Мошкова - настоящая книга судеб нашего Отечества. В ней Мошков выступает в качестве "российского Нострадамуса", предрекшего основной ход российской истории до 2062 года, а также анализирует теории происхождения человека. Генерал утверждает, что все государства и все народы совершают "непрерывный ряд оборотов", которые он назвал историческими циклами. Каждый цикл без исключения у всех народов длится ровно 400 лет. Четыре века цикла Мошков, следуя древнееврейским, древнегреческим и другим традициям, называет, соответственно, Золотым, Серебряным, Медным и Железным. Каждый цикл делится на две равные части - по 200 лет каждая: первая - восходящая, вторая - нисходящая. Также в своей теории В.Мошков говорит о том, что различные слои населения могут находиться в разных фазах цикла и чем выше стоит в государстве какое-нибудь сословие, тем раньше наступает его подъем или упадок.
Что ждет Россию впереди? Читайте удивительный прогноз в предлагаемом издании....

Цена:
779 руб

Великая книга пророков. Книга 5. Катастрофы, предсказанные заранее
Великая книга пророков. Книга 5. Катастрофы, предсказанные заранее
До трагедии - еще годы, месяцы, дни, а людей преследует предчувствие грядущей катастрофы... Кораблекрушения, пожары, извержения вулканов, землетрясения, гибель близких... Как мозг человека получает информацию из будущего? Что такое вещий сон - приговор или предупреждение? Можно ли избежать трагедии, зная о ней? Об этом и многом другом расскажет читателю наша книга....

Цена:
216 руб

Ванга-предсказательница. Пророчества о России. Что ждет нас в будущем?
Ванга-предсказательница. Пророчества о России. Что ждет нас в будущем?
Эта книга - о предсказаниях знаменитой болгарской пророчицы Банги, посвященных России - ее прошлому, настоящему и будущему. Для анализа этих широко известных пророчеств автор использует оригинальную методику, которая заставляет взглянуть на феномен Ванги и других предсказателей и ясновидящих с совершенно неожиданной точки зрения и прийти к парадоксальному выводу: ясновидящие не ошибаются. Но почему же не все предсказания сбываются? Что же нa самом деле ждет Россию и все человечество? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ на страницах книги....

Цена:
87 руб

Великие пророчества от Нострадамуса до Ванги
Великие пророчества от Нострадамуса до Ванги
В списке великих пророков два имени - Нострадамус и Ванга - занимают особое место. Нострадамус получал пищу для своих пророчеств, созерцая ход небесных светил. Более половины предсказаний великого французского прорицателя уже исполнилось. Болгарская провидица Ванга обрела свой дар ценой потери зрения. Ее именовали то святой, то ловкой шарлатанкой. Однако все ее предсказания неизменно сбывались....

Цена:
819 руб


2013 Copyright © Thanatology.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования