Танатология «Memento mori»
Тема катастрофы, актуальность темы исследования

Тема катастрофы, актуальность темы исследования.

Существуют темы, которые неизменно актуальны. Одна из них - тема катастрофы. Обладая высоким онтологическим статусом, катастрофичность неизбежно оказывается одним из «соблазнов» культуры, постоянным тревожащим предметом размышления и, естественно, - вечной темой искусства.

Этимологически восходя к понятию непоправимой чрезвычайной ситуации, чреватой физической и духовной гибелью, понятие катастрофы стремительно увеличивает свое семантическое поле, становясь катастрофически глобальным и тотально агрессивным. Современные классификации катастроф всеобъемлющи и охватывают разномасштабные феномены «картины мира»: вселенские, земные, культурные, социальные, антропологические катастрофы.

Так же обширна, разнообразна и значительна жизнь образов катастрофического в истории искусства. Став художественным творением культуры, катастрофа приобрела лицо, тело, стала предметно опознаваемой.

На разных языках, разными техниками и инструментами искусство создавало портрет катастрофического облика бытия. Разный инструмент арий неизбежно деформировал объект, расширяя семантику, лексику, атрибутику художественного образа катастрофы и формируя особую поэтику катастрофического.

Значительное место в формировании этой поэтики занимает немецкий экспрессионизм. В переходные эпохи человечество обладает обостренной чувствительностью к состоянию мира, гипе рболизированной болезненностью онтологических переживаний и рефлексий, активной креативностью. Жестокая повседневность начала ХХ в., новый статус мировой войны безжалостно демонстрировали именно онтологию катастрофичности, ее прозаичность, бытовую досягаемость - явленность. Закономерно, что на первый план выдвигается изобразительное искусство, способное стать наиболее ярким выразителем катастрофичности европейской культуры этого времени.

Несмотря на обширный корпус научных работ, написанных об изобразительном искусстве начала ХХ в., тема катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма до сих пор не стала предметом специального исследования. Являясь обязательной темой множества искусствоведческих работ, образы катастрофы в произведениях немецких художн иков-экспрессионистов не получили полного и всестороннего освещения, что позволяет считать обращение к данной проблематике закономерным и актуальным.

Степень разработанности проблемы. К катастрофе как к объекту социально-философского анализа обращались многие мыслители, среди которых И.Кант, Г.Гегель, позднее З.Фрейд. Философы с различных позиций изучали катастрофу как интегральное начало человеческого бытия, освещая онтологические, гносеологические, исторические аспекты ее бытования.

Внутри искусствознания изучение темы катастрофы началось далеко не сразу, данная тема рассматривалась чаще попутно, больше предчувствовалась, чем исследовалась. Содержание пон ятий «катастрофа» и «катастрофический» анализируется в рамках искусствоведческих, культурологических, эстетических, философских исследований (А.Ф.Лосев, А.К.Якимович, В.И.Раздольская, М.Ю.Герман, О.А.Кривцун, В.С.Турчин, В.В.Трещев, Т.Я.Радионова, И.И.Плеханова, О.В.Кузнецов и др.). Однако даже в таких глубоких искусствоведческих исследованиях понятие «катастрофа» используется, как правило, в своих синонимах и понятиях, которые составляют некую парадигму катастрофического. Обращение к этим понятиям и категориям прослеживается в искусствоведческих работах Ц.Г.Нессельштраус, Х.Н.Харта, У.Эко, И.Д. Чечота, Н.А.Хренова.

Значительное место занимают исследования, посвященные «переходным эпохам», во время которых актуализируется обращение к образам катастрофы и анализу изменения картины мира (И.Г.Яковенко, К.Б.Соколов).

Среди иностранных источников на данную тему следует выделить труды Дитмара Элгара, Таньи Бернебург, Джил Ллойд, Генриха Клотца, Вернера Хафтмана, Готлиба Ляйнца и Карла Рурберга, монографию Лотара-Гюнтера Буххайма. Так же достойны внимания англоязычная монография Питера Зельца и переведенная на русский язык монография Эшли Басси.

Среди отечественных исследований, посвященных образам и мотивам катастрофы в немецком экспрессионизме, значительное место занимают работы Ю.П.Маркина, В.С.Турчина, Н.В.Пестовой.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных разным составляющим катастрофического, в литературе недостаточно изучен вопрос развития образов катастрофы в истории и скусства в целом и в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма в частности. Сложившаяся исследовательская ситуация свидетельствует о потребности изучения темы и образов катастрофы в контексте истории искусства через их единство с культурными процессами того времени, что может способствовать формированию более целостного представления о роли и значении темы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма первой трети ХХ века.

Объект исследования - произведения изобразительного искусства немецкого экспрессионизма 1910-1930-х годов ХХ века.

Предмет исследования - образы катастрофы и поэтика катастрофического в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма первой трети ХХ века.

Цель исследования - выявить основные образы катастрофического и поэтику их художественного воплощения в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма начала ХХ века.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие катастрофы и катастрофического ряда в истории искусства и современном искусствознании;

-  проанализировать изобразительное наследие немецкого экспрессионизма в аспекте темы катастрофы;

-  выяснить предпосылки появления и этапы развития образов катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма;

-  выявить наиболее характерные типы образов катастрофического в искусстве немецкого экспрессионизма;

- определить систему художественных приемов, посредством которых создаются образы катастрофического в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма;

- сформировать целостное представление о роли и значении темы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма.

Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области искусствоведения, культурологии, философии, филологии, эстетики, посвященные широкому кругу проблем развития экспрессионизма и теме катастрофы в истории искусства.

Ключевыми идеями для данного диссертационного исследования послужили:

1)  определение понятия катастрофы и анализ составляющих катастрофического ряда (А.К.Якимович, Ц.Г.Нессельштраус, О.В.Кузнецов, А.Я.Гуревич, Ф.Арьес, В.Л.Рабинович, Й.Хейзинга);

2)  особая значимость образов катастрофы в немецком искусстве (Ю.П.Маркин, П.Зельц, Д.Элгар);

3)  предрасположенность и концентрация образов катастрофы в искусстве немецкого экспрессионизма (Н.В.Пестова, В.С.Турчин);

4)  принцип историзма, предполагающий изучение явления в процессе изменений в конкретно-исторических условиях и в связи с другими явлениями истории и культуры (Э.Басси, Н.Вольф, Д.Фризби, Д.В.Сарабьянов);

5 ) синтетическая интерпретация художественного произведения как продукта культурно-исторической среды (А. Варбург, Э. Панофский, М.А. Аникин, М.Н. Соколов, Н.Н. Рубцов);

6) принципы и историческая обусловленность интерпретации художественного текста (Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, Р. Барт и др.);

7) принцип микроскопического (детализированного) изучения произв едения искусства (Э. Гомбрих).

Методы исследования. В работе над диссертацией был использован комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление темы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма, ее типологии и поэтики:

-  культурно-исторический, предполагающий рассмотрение художественных произведений в культурном контексте и с учетом их становления и развития;

- структурно-типологический, способствующий выявлению типологии и специфики образов катастрофического в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма начала ХХ века;

- метод исследования художественной формы, позволяющий выявить и определить характерную систему (модель) художественных свойств произведений немецкого экспрессионизма в аспекте образов катастрофического;

- образно-стилистический метод, подразумевающий анализ худож ественного языка произведения;

- иконологический метод, позволяющий интерпретировать произведения изобразительного искусства и графики в контексте исторической эпохи, рассмотреть сюжетный и образный ряд через призму культурно-исторической среды, событийной подоплёки, идеологических установок и мировоззрения рассматриваемой эпохи;

- герменевтико-интерпретационный, позволяющий реконструировать вложенные авторами идеи, определить смысл и значение каждого, входящего в произведения, элемента.

- метод структурно-семиотического анализа, позволяющий рассмотреть произведения изобразительного искусства как текст, раскрыть его синтаксический (специфика художественного языка), семантический и прагматический (влияние идеологических установок, как при создании, так и при интерпретации произведения) аспекты.

В работе был избран принцип единства искусствоведческого и культурологического анализов.

Источники исследования. Совокупность произведений изобразительного искусства немецких экспрессионистов из коллекций Пинакотеки Современности (Мюнхен), Новой галереи (Берлин), Музея «Брюкке» (Берлин), музея Эмиля Нольде (Берлин), каталоги выставок, классические труды по истории искусства, культурологии, философии, научные статьи и монографии. В работе были использованы издания справочного характера, энциклопедии, важное значение имели профильные периодические издания, каталоги выставок, профессиональные периодические издания, информационно-художественные интернет-порталы и электронные философско-эстетические ресурсы, музейные коллекции Новой галереи Берлина, музея «Брюкке», (Берлин), Новой Пинакотеки и Пинакотеки Современности (Мюнхен).

Научная новизна исследования:

- диссертация является первым монографическим исследованием на заявленную тему;

- образы катастрофического впервые рассмотрены как целостная система, включающая в себя апокалиптические образы, образы войны, образы катастрофы личности в большом городе, мотивы крика и маски, наделенные катастрофическими коннотациями;

- определены характерные черты поэтики катастрофического в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма начала ХХ века: раздвоение, изломанность линий, кричащие цветовые пятна и плоскости, мощная деформация, сместившая нормы прекрасного и безобразного, отказ от светотени, тяготение к агрессивным образам, намеренная гиперболизация;

-  выявлены художественные средства, при помощи которых создаются образы катастрофического в искусстве немецкого экспрессионизма.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских курсов по истории изобразительного искусства, спецкурсов по истории немецкого экспрессионизма; в музейной практике и при организации выставок.

На защиту выносятся следующие положения:

- образ катастрофы является одним из универсальных художественных образов в истории искусства, наиболее интенсивно и ярко развиваемый в переходные периоды культуры;

-  в немецком изобразительном искусстве образы катастрофы имеют философские, эстетические, социальные, этнопсихологические предпосылки и являются глубокой художественной традицией;

-  темы и образы катастрофического являются наиболее всеобъемлющими, характерными и концептуально значимыми в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма;

-  типология катастрофического в немецком экспрессионизме представлена образами апокалипсиса, войны и отчуждения личности в пространстве большого города;

-  наиболее выразительными визуальными агентами катастрофического в немецком экспрессионизме являются мотивы крика и маски.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования (всего одиннадцать, из них четыре в изданиях, рекомендованных ВАК) и в выступлениях на научно-практических конференциях: «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок», (Санкт-Петербург, 2008-2012), Germanistische Studien (Екатеринбург, 2010); «Филология, искусствоведение и культурология. Актуальные проблемы и тенденции развития» (Новосибирск, 2011).

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав (8 параграфов), заключения, библиографии. Общий объем работы составляет 193 страницы, библиографический список включает 244 наименования. Второй том - альбом иллюстраций.

Заключение.

Тема катастрофы в искусстве проявляется через семантически близкие образы - образы безобразного, трагического, борьбы человека со стихией, апокалиптические образы, образы войны - образуя некий «катастрофический ряд». ХХ век расширил и обогатил список катастрофического образами большого города, мотивами маски и крика, выражающими экзистенциальное одиночество человека, трагедию «чужести» (Н.В.Пестова) личности в обществе. В диссертации изобразительное наследие экспрессионизма (работы Э.Л.Кирхнера, Л.Майднера, Ф.Марка, Э.Нольде, О.Дикса, М.Бекмана, М.Пехштейна, Г.Гросса и др.) проанализировано в аспекте темы катастрофы.

К ключевым результатам диссертационного исследования относятся:

1). Предпосылками к появлению темы катастрофы в изобразительном искусстве и графике немецкого экспрессионизма явилось ее присутствие в искусстве позднего Средневековья, северного Возрождения и немецкого р омантизма.

2). Наиболее характерными типами образов катастрофического в искусстве немецкого экспрессионизма являются апокалиптические образы, образы катастрофы личности в большом городе, апофеозом образов катастрофы стали экспрессионистические произведения, созданные на тему войны. Мотивы крика и маски - наиболее выразительные визуальные агенты катастрофического в произведениях изобразительного искусства экспрессионизма.

3). Экспрессионизм ввел в искусство новые художественные приемы, а уже известные наполнил новым смыслом: основой эстетики экспрессионизма стали гротескное изображение лиц, поз, жестов; деформация предметов; смещение композиционных пространств, совмещение ритмов.

4).  Катастрофа в искусстве экспрессионизма стала трактоваться не только как трагическое событие в жизни отдельного человека или группы людей, но и как всеобщее состояние, обретя статус антропологической.

В диссертации сделан вывод, что э кспрессионизм во многом воплотил жажду пророчества, выводя изображение с уровня фиксации конкретного события на уровень вневременных символов, и во многом предсказал ситуацию человечества на исходе ХХ века. В этом контексте тема катастрофы в искусстве экспрессионизма приобретает дополнительные значения, актуальность которых неоспорима и в наше время.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

а) в изданиях, определенных ВАК

1. Концепт безобразного в литературе и искусстве экспрессионизма: к постановке темы //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология, Востоковедение, Журналистика. - 2008. - Выпуск 4, Ч.II. - C. 85-90. - 0,3 п.л.

2. К истории происхождения термина «экспрессионизм» // Вестник Вятского Государственного Гуманитарного Университета. Филология и искусствоведение. Научный журнал. - Киров, 2009. - № 2 (2). - С. 195-197. - 0,4 п.л.

3. Тема катастрофы в эстетике и живописи романтизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Грецена. Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2008. - № 36 (77) - С. 228-230. - 0,4 п.л.

4. Образы и мотивы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспре ссионизма // Общество. Среда. Развитие. Научный журнал. - СПб., 2011. - №3 - С. 177-182. - 0,3 п.л.

б) в других научных изданиях

5. Образы и поэтика ужасного в искусствознании ХХ века (К постановке проблемы) // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2008 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - С. 78-81. - 0,2 п.л.

6. Немецкий экспрессионизм в практике современной выставочной деятельности (на материале выставок Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа) // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 30 января 2009 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С.72-75. - 0,2 п.л.

7. Катастрофа как тема и образ в современном искусстве (на материале 3 Московской Биеннале Современного Искусства) // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 29 января 2010 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. - С. 220-222. - 0,2 п.л.

8. Экспрессионизм как феномен художественной культуры: методологические проблемы изучения // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 4 февраля 2011 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2011. - С. 53-55. - 0,2 п.л.

9. Понятие «катастрофа» и «катастрофический ряд» в истории искусства // Филология, искусствоведение и культурология: актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы Международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2011. - С.77-82. - 0,3 п.л.

10. Образ «крика» и «маски» как один из наиболее ярких выразителей темы катастрофы в искусстве немецкого экспрессионизма // Germanistische Studien: Сборник научных трудов кафедры немецкой филологии [Текст]/ Урал. гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2010. - Вып.4. - С.93-103. - 0,6 п.л.

11. Истоки образов катастрофического в изобразительном искусстве // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2012. - 0,2 п.л. (В печати).

Общий объем публикаций: 3,3 п.л.

 

Швец Татьяна Петровна

КАТАСТРОФА КАК ТЕМА И ОБРАЗ В ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

(на материале живописи и графики немецкого экспрессионизма)

2012  Работа выполнена на кафедре искусствоведения

Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов

 


просмотров: 1553
SmartChoice Keepsake Rhinestone Necklace Heart Pendant for Cremation Ashes wi...

$21.99
End Date: Wednesday Nov-7-2018 12:13:26 PST
Buy It Now for only: $21.99
|
Mini Cremation Urn For Ashes, Small Pearl White Funeral Memorial Keepsake

$25.00
End Date: Thursday Nov-8-2018 9:15:33 PST
Buy It Now for only: $25.00
|
Mediterranean Mystic Blue Adult Cremation Urn

$5.99
End Date: Wednesday Nov-7-2018 22:18:02 PST
Buy It Now for only: $5.99
|
New Hummingbird Cremation Bird Pendant Ash Holder Silver Memorial Necklace

$13.99
End Date: Sunday Oct-21-2018 18:04:29 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Purple Art Deco Glass Cremation Urn Necklace || Memorial Keepsake Jewelry

$7.99
End Date: Friday Nov-2-2018 20:59:51 PDT
Buy It Now for only: $7.99
|
Steel Hawser Cross Cremation Jewelry Memorial Keepsake Ashes Urn Holder Necklace

$7.98
End Date: Thursday Oct-25-2018 14:29:31 PDT
Buy It Now for only: $7.98
|
Cross On White Heart Cremation Jewelry Keepsake Pendant Memorial Urn Necklace

$12.99
End Date: Friday Oct-26-2018 11:22:38 PDT
Buy It Now for only: $12.99
|
Flower Patch Heart Cremation Jewelry keepsake Memorial Pendant Ash Urn Necklace

$15.99
End Date: Wednesday Oct-31-2018 16:30:00 PDT
Buy It Now for only: $15.99
|
Rose Gold Cremation Urn Necklace || Ashes Keepsake || Engraveable

$23.72
End Date: Sunday Nov-4-2018 21:29:52 PST
Buy It Now for only: $23.72
|
SmartChoice Keepsake Rhinestone Necklace Heart Pendant for Cremation Ashes wi...

$7.98
End Date: Sunday Oct-28-2018 18:38:22 PDT
Buy It Now for only: $7.98
|
"Always In My Heart" Cremation Jewelry Pendant Keepsake Memorial Urn Necklace

$129.99
End Date: Wednesday Oct-24-2018 10:11:05 PDT
Buy It Now for only: $129.99
|
Blue Hummingbird Adult Cremation Urn

$11.91
End Date: Saturday Oct-20-2018 17:46:22 PDT
Buy It Now for only: $11.91
|
Поиск товаров для похорон, ритуальные принадлежности
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
 
Апокалипсис в мировой истории. Календарь майя и судьба России
Апокалипсис в мировой истории. Календарь майя и судьба России
Будет ли конец света? На Руси на этот вопрос отвечали утвердительно еще со времен церковного Раскола 1666 года. И три шестерки ложились в тему - антихрист, будь то Наполеон, Ленин или Гитлер - всегда сопутствовал русскому Апокалипсису. А вот как обстоят дела с мировыми катаклизмами у наших ближних и дальних соседей по Земному шару? Автор рассматривает различные варианты возможного трагического завершения человеческой истории: от ядерной зимы до глобального потепления, от появления планеты Нибиру до ставших притчей во языцех предсказаний древних майя. Читатель узнает, что говорили о конце света зороастрийцы, индусы и древние скандинавы… А будет ли конец света? Поживем - увидим. Ждать осталось недолго....

Цена:
264 руб

Ванга. Роковые пророчества
Ванга. Роковые пророчества
Вангелия Пандева Димитрова, известная всему миру как Ванга, - знаменитая болгарская ясновидящая и предсказательница. Одна из тех, в чьих сверхъестественных способностях никогда не возникало сомнений даже у самых отъявленных скептиков. Это тем более странно, что в советские годы преобладало довольно ироничное отношение ко всякого рода знахарям и прорицателям.
Но, несмотря на это, дар Ванги "видеть невидимое" и "распознавать неведомое" не только был востребован, но и был практически поставлен на службу государству. К ней выстраивались в очередь высокопоставленные партийные чиновники, знаменитости, деятели искусства и простые люди, желавшие заглянуть в будущее. Все, что связано с ней, и сегодня, через много лет после ее смерти, вызывает невероятный интерес, а ее предсказания сбываются с невероятной точностью. Благодаря оставленным пророчествам и знахарским советам Ванга еще долго будет напоминать человечеству о себе и своем феномене....

Цена:
419 руб

Софья Санс Тайны мертвых. Избранные главы
Тайны мертвых. Избранные главы
Он не понимал смысла жизни... Он увидел реальность глазами Бога… Он понял, что никогда не знал настоящей любви… Он нашел ответы на других планетах… Он рассказал свою историю из мира мертвых… КНИГА «ТАЙНЫ МЕРТВЫХ» - это откровение реального человека о собственной жизни после смерти - книга написана посредством ченнелинга души Яна с автором. Ян делится с читателями ценными фактами о цели нашего пребывания на Земле, о борьбе с силами зла и о приближении к Божественному источнику....

Цена:
173 руб

Н. Н. Чаленко Главная Тайна Нострадамуса. Код Пророка
Главная Тайна Нострадамуса. Код Пророка
Данная книга - "учебник" по Мировой Истории до 2038 года, написанный французским пророком Нострадамусом в 1558 году. Здесь также приводится Тайная формула Мишеля Нострадамуса к своим пророчествам: катренам и предсказаниям, с помощью которой можно узнать прошлое, настоящее и будущее. Приводится уже расшифрованное изложение событий в России - с 1703 года по 2012 год, а также других стран: Франции, Англии, США, Германии и других....

Цена:
187 руб

100 великих предсказаний
100 великих предсказаний
Большинство людей на вопрос - хотят ли они знать, что может случиться завтра? - отвечают утвердительно. Человека всегда волнует будущее, потому издревле люди обращались к оракулам, предсказателям и пророкам. Кто и когда делал предсказания в прошлом и насколько они были верны? Как составляют свои прогнозы современные прогнозисты и насколько им можно доверять? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в книге. Автор попытается выяснить, насколько верно распространенное мнение, будто предсказания сбываются настолько, насколько мы в них верим....

Цена:
286 руб

Предсказания катастроф
Предсказания катастроф
Эта книга расскажет читателям о самых известных катастрофах, когда-либо имевших место на земле и в Космосе. Оказывается, многие из них были предсказаны мудрыми прорицателями. Первая глава книги представляет биографические сведения о наиболее известных и талантливых астрологах и предсказателях. Последующие главы повествуют о реальных земных и космических катастрофах, которые были спрогнозированы, а также о том, что ожидает человечество в недалеком будущем....

Цена:
191 руб

Пророчества Нострадамуса. От прошлого к 2012 году
Пророчества Нострадамуса. От прошлого к 2012 году
Нет на свете человека, который не хотел бы знать свое будущее, особенно в преддверии загадочного рубежа 2012 года. Что ждет нас в ближайшие годы? Полную картину грядущего описал в своих пророчествах легендарный Нострадамус. Эта книга - новое слово в трактовке предсказаний великого пророка. Автор книги предложил свой метод расшифровки катренов Нострадамуса и подробно раскрыл его предсказания о будущем.

Эта книга будет интересна всем, кто хочет узнать свое будущее и будущее планеты....

Цена:
239 руб

Анна Джирш, Ридинг Марио Космическая энергия. Нострадамус. Благая весть. Предсказание известного прорицателя (комплект из 2 книг)
Космическая энергия. Нострадамус. Благая весть. Предсказание известного прорицателя (комплект из 2 книг)
Цена:
319 руб

Е. Ю. Вечерина Конец света?! Продолжение следует...
Конец света?! Продолжение следует...
На протяжении всей своей истории люди задумывались о конце света. Его наступление они связывали с различными событиями - перемещением небесных светил, стихийными бедствиями, кризисами мировой экономики и т. д. В попытках узнать дату гибели всего живого на Земле использовались предсказания астрологов и блаженных, число дьявола, научные достижения и прочее. О том, что мир не вечен, говорят традиционные религии. И люди по-прежнему пытаются вычислить дату апокалипсиса....

Цена:
153 руб

Чтение ладони для начинающих Palm Reading for Beginners
Чтение ладони для начинающих
Древнее искусство предсказания судьбы и раскрытия характера человека по руке доступно каждому. Так утверждает Ричард Вебстер, более сорока лет отдавший изучению хиромантии. В своей увлекательной книге он излагает основные принципы "чтения руки". При овладении этими навыками вам потребуется лишь немного терпения, внимательная работа с иллюстрациями, побольше практики.

Для широкого круга читателей....

Цена:
286 руб


2013 Copyright © Thanatology.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования