Танатология «Memento mori»
Что такое смерть с точки зрения философии

Что такое смерть с точки зрения философии

 

В древние времена, когда познание еще не расщепилось на специализированные дисциплины, философия по совместительству выполняла роль целого ряда наук, в том числе и психологии. В античной философии отношение к смерти определялось несколькими факторами, в том числе природой, характером смерти. Например, Платон в диалоге «Тимей» говорит, что «естественная смерть безболезненна и сопровождается скорее удовольствием, чем страданием». Тело умирает, это ясно. В этом не сомневался даже создатель учения об идеях. А что происходит с душой?

 

Последователи Платона искали истину о смертности или бессмертии души между двумя доводами: или знание (сознание) — это припоминание жизненного опыта, или душа — гармония, существующая спокон века. Последователи Аристотеля держались веры в божественное начало мира, дозволившее формам бытия развиваться и умирать по собственным законам. Киники плевали на тех и других, ибо мысль (идея) была для них средством, а целью — сама жизнь (вернее, образ жизни). По той же причине образ смерти киникам был интереснее самой смерти. Киники породили стоиков с их нарочитым презрением к смерти и в какой-то степени повлияли на возникновение таких институтов христианства, как юродство, отшельничество и странничество. Прабабушкой христианских скитов была бочка Диогена. Если жизненные отношения складывались так, что невозможно было их упорядочить (т.е. честно и посильно выполнять долг), стоики предпочитали покончить самоубийством, нежели добавлять в мир лишний хаос. Так, например, поступили Зенон из Китиона и Клеанф.

 

«Прожигатель жизни» Эпикур боролся со страхом смерти такими рассуждениями: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения... Все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной, — не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия... Глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причиняет страдания, когда придет, но потому, что она причиняет страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. Таким образом, самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют».

 

Впрочем, независимо от веры и философских убеждений, Рим и Греция возвели смерть на мраморный пьедестал. Хорошей смертью была смерть героя или свергнутого императора, который бросается на меч или бьет себя в грудь кинжалом. Цезарь под ножами заговорщиков заботился не о спасении, а о том, чтобы в момент смерти принять достойную позу. Нерон, напротив, в час смертельной опасности струсил (его раб вынужден был самоубийством напомнить хозяину о чести императора) и стал объектом насмешек для современников.

 

Христианская философия, переняв у античности блестяще отработанный аппарат формальной логики, разошлась с ней в остальном. Ранние отцы церкви (св. Игнатий Богоносец, св. Иустин философ, Татиан, Муниций Феликс и другие) смерть активно противопоставляли жизни, причем отнюдь не в пользу второй. В послании св. Игнатия Богоносца сами названия глав говорят за себя: «Не устраняйте от меня мученичества», «Желаю умереть», «Через смерть я достигну истинной жизни», «Желаю умереть, ибо любовь моя распялась» и т.д. Желая смерти, христианин тем не менее не должен был относиться к ней свысока. Блаженный Августин нападал на стоиков за их пренебрежение к страху перед смертью, за то, что они за своей моральной «выпрямленностью» не увидели сжимающей их Божьей горсти. Христианство не отрицало необходимости избавляться от страха перед смертью, но этот страх должен был не растворяться в воздухе, как лютеровский черт после броска чернильницей, а трансформироваться в торжественный ужас перед Божьим судом.

 

И все же даже столь мощная вера, как христианство, не могла до конца истребить в человеке примитивную животную боязнь физической гибели. Вот почему во все века теологи и «свободные мыслители» христианства заостряли такую психологическую проблему смерти, как преодоление страха и отчаяния. Кьеркегор в работе «Болезнь к смерти» пишет, что «христианин — единственный, кто знает, что такое смертельная болезнь. Он черпает из христианства храбрость, которой так недостает естественному человеку, — храбрость, получаемую вместе со страхом от крайней степени ужасного. Стало быть, храбрость нам всегда дарована; а страх перед великой опасностью дает нам решимость противостоять опасности меньшей; бесконечный же страх перед единственной опасностью делает все прочие несуществующими. А ужасный урок христианина — это то, что он научается распознавать «смертельную болезнь».

 

В европейское средневековье к страху перед смертью обильно примешивался страх перед миром мертвых, который присутствовал в сознании людей столь же реально, как и мир живых. Персонификация «того света», его активное «вмешательство» в жизнь на Земле, вплоть до реальных явлений мертвецов пред очами живущих, с одной стороны, усиливали страх, ужас перед загробным миром, а с другой — придавали этому миру знакомые черты, сближая психологию двух ипостасей бытия.

 

Медиевист А.Я. Гуревич отмечает: «Смерть, по представлениям средневековых людей, не была завершением, полным концом человеческого существования. Я имею в виду не ту очевидную для христианина истину, что после прекращения жизни тела остается бессмертная душа. Важно иное: связь между людьми смертью не прерывается, умершие обладают способностью общаться с живыми. Мертвые сохраняют заинтересованность в мире живых, посещают его, с тем чтобы уладить свои дела или улучшить свое положение на том свете. Мир умерших воздействует на мир живых. Со своей стороны и мир живых способен оказывать решительное влияние на участь покойников. Наконец, в мире ином в определенных случаях оказываются люди, которые умерли лишь на краткое время и затем возвращаются к жизни. Временно скончавшиеся, живые или ожившие мертвецы, загробное существование которых не имеет ничего общего с вечным сном и покоем, обмен вестями и услугами между этим и тем светом, — как видим, между обоими мирами происходит напряженное общение».

 

Ф.Таубах в работе «Index Exemplorum» приводит около 240 примеров появления покойников в мире живых. Причем появления в физическом виде. О панибратстве двух миров замечательно свидетельствует средневековая история, приведенная в книге А.Я. Гуревича. Один пьяница нашел на кладбище череп и спьяну пригласил мертвеца к себе в гости. Череп отвечал: «Ступай вперед, я следом». В испуге бедняга заперся в своем доме, но мертвый гость, собственно, скелет, заставил его отпереть и, вымыв руки (какова деталь!), уселся за стол вместе со всеми. Он не ел и не пил и молчал, но, покидая дом, пригласил хозяина на восьмой день прийти туда, где они в первый раз повстречались. Все домашние были в ужасе и не знали, что делать. Пьяница покаялся в грехах и принял причастие, но был вынужден явиться на свидание. Внезапно налетевший ветер перенес его в чудесный пустой замок, где он повстречал за пиршественным столом того же покойника. Мертвец успокоил его: ничего дурного ему не будет причинено, но пусть впредь он так легкомысленно не ведет себя с умершими. О себе труп рассказал, что он был в том городе судьей, не заботился о Боге и любил выпить. Однако судил он справедливо, и Господь его пожалел. Затем ветер унес живого гостя домой, и его родные и близкие были поражены переменой: на руках и ногах его выросли ногти, подобные когтям орла, а испытанный им страх отпечатался на лице, которое почернело и выглядело ужасным.

 

Позднее, в XVII веке, рационализм погнал европейцев поверять алгеброй гармонию — преодолевать страх смерти, страх загробного небытия с помощью математики. Голая вера, даже подпертая костылями Аристотелевой логики, хромала, оставляя чувство неудовлетворенности. Чем быстрее развивались естественные науки, чем больше был их успех в областях практической деятельности, тем сильнее хотелось использовать их для бегства от страха смерти. Символом такой философии может служить Спиноза, доказывающий существование Бога и совершенного добра при помощи математических аргументов.

 

Еще позднее, в эпоху Просвещения, человеческое сознание изображали как пустой сосуд, в который опыт вливает содержание жизни, в том числе и осмысление смерти. Психологические нюансы, естественно, зависели от мировоззренческой ориентации. Деисты, в отличие от христиан, отрицали изначальный грех (зло) человеческой природы, за который и следует расплата — смерть. Напротив, считали они, человек от природы добр и только среда обитания, несовершенные общественные отношения толкают его в объятия знаменитой латинской пословицы «Человек человеку волк». А значит, смерть не является возмездием, можно не бояться ни смерти, ни адских мук, поскольку и Бог — это не персонифицированное существо в ветхозаветном понимании, а, скорее, часовщик, который некогда соорудил часы-Вселенную, завел пружину нашего мира и, закончив работу... забыл о ней. Так же бесцеремонно отрицали святую Троицу и пантеисты, для которых Бог был растворен в каждой частице мира. Добавим сюда еще философский идеализм XVIII века — и перед нами возникнет пестрая картина новой философии бытия и смерти. Философии, где, с одной стороны, человеку напоминали о том, что он является лишь «пищеводной трубой», так же как его меньшие братья, лишь «бесконечно более облагороженной» (Гердер), — а с другой стороны, возводили «моральный закон во мне» в абсолют (Кант).

 

XIX век. Тут вам и Дарвин, и Карл Маркс, и Шопенгауэр, и Ницше. Господи, да кого только нет! А если добавить еще похмелье от Великой французской революции и наполеоновских войн, поневоле закружится голова. А если вспомнить, что последнюю ведьму сожгли в Испании в 1826 году, а в Мексике — аж в 1860-м, то станет понятной фантастическая амплитуда века. Одни, подобно православному святому старцу Серафиму Саровскому, заранее изготовившему себе гроб собственными руками, относились к смерти как к привычному и даже радостному делу. Другие (французская актриса Сара Бернар) спали в гробу — не из желания эпатировать публику, а просто так, не придавая этому особого значения. И в то же время философы эмоционального типа (неоэмпирики, точнее, психоэмпирики) не говорили — вопили о смерти.

 

Среди этих воплей самый громкий принадлежал Артуру Шопенгауэру. Он полагал, что мир, основанный на стихийной, неведомо откуда взявшейся «воле к жизни», не достоин самого себя, ибо раздроблен на множество «маленьких воль», каждая из которых претендует на самообожествление. Так не честнее ли признаться в абсурде «войны всех против всех», в том, что наш мир — не наилучший, а наихудший из возможных? Отсюда — один шаг до идеи самоуничтожения.

 

«...Хотел того Шопенгауэр или не хотел, — констатирует современный комментатор, — но фактическим, реальным и — главное — действенным результатом, увенчавшим его философскую систему, оказалась специфическая формулировка проблемы смерти, им была сформулирована проблема «истинности» смерти, «подлинности» небытия, понятого как небытие вечно живущей Воли, — эта проблема сменила традиционный в западной культуре вопрос об истинной жизни, который был дискредитирован тем, что сама жизнь была объявлена предельным воплощением всякой неистинности».

 

Один из наследников Шопенгауэра, Фридрих Ницше, мысли о смерти сжал в своих книгах, как пружину (она раскручивается до сих пор). Заменив волю к жизни волей к власти, он пытался таким образом преодолеть страх перед ватной стеной, отсекающей шум и ярость жизни. Смерть для него — не аморфное существо, а катализатор действия, гениальный спарринг-партнер на ристалище мира, побуждающий человека напрягать все жизненные силы.

 

«Мысль о смерти, — фиксирует Ницше свое состояние в сочинении «Веселая наука». — Мне доставляет меланхолическое счастье жить в этом лабиринте улочек, потребностей, голосов: сколько наслаждения, нетерпения, ненасытности, сколько жаждущей жизни и опьянения жизнью обнаруживается здесь с каждым мгновением! И, однако, скоро настанет такой покой для всех этих шумящих, живущих, жаждущих жизни! Взгляните, как стоит за каждым его тень, его темный спутник!.. ...И все, все думают, что все, случившееся до сих пор, было ничем либо мало чем и что близкое будущее есть все: и отсюда эта спешка, этот крик, это самооглушение и самонадувательство! Каждый хочет быть первым в этом будущем, — и все же только смерть и гробовая тишина есть общее для всех и единственно достоверное в нем! Как странно, что эта единственная достоверность и общность не имеет почти никакой власти над людьми и что они наиболее далеки от того, чтобы чувствовать себя братьями во смерти! Я бы охотно добавил что-нибудь к этому, чтобы сделать им мысль о жизни еще во сто крат достойнее размышления». (С этой идеей — братства не в жизни, а в смерти — перекликаются даже далекие от ницшеанства идеи современного ислама. Так, Гейдар Джемаль, руководитель Исламского независимого центра «Тавхид» (Москва), говорит: «Как Творец человека Бог является и его завершителем, то есть выступает внутри него как конец его индивидуального существования. Не естественно ли, что смерть человеку ближе, чем его жизнь?»)

 

Другой философ эмпирического склада, Лев Шестов, пенявший Ницше за пренебрежительный отзыв о смерти Сократа, всю жизнь любовно обхаживал проблему «естественности и неестественности» смерти. Гибель великого грека Шестов брал как пример «лобового» столкновения со смертью. Пытаясь восстановить внутреннее состояние Платона после вынужденного самоубийства Сократа, Шестов пишет: «...когда на наших глазах умирает учитель, соображения об естественности смерти и вообще об естественности едва ли кому могут прийти на ум. Тогда думаешь только о неестественном, о сверхъестественном. И разве может быть у нас уверенность, что естественное правомочнее и могущественнее сверхъестественного? Оно — на первый взгляд — постижимее, мыслимее, ближе. Но что толку и в первом взгляде, и в мыслимости, и в постижимости! Сократа-то ведь отравили, и его нет! Конечно, «естественное» не тревожит, легко переносится и приемлется, открыть же душу для сверхъестественного безмерно трудно. И только пред лицом великих ужасов душа решается сделать над собою то усилие, без которого ей никогда не подняться над обыденностью: безобразие и мучительность смерти заставляет нас все забыть, даже наши «самоочевидные истины», и идти за новой реальностью в те области, которые казались до того населенными тенями и призраками».

 

Любимец Шестова — Платон, и чуть ли не за каждой странице своих сочинений он напоминает слова античного мыслителя о том, что философия есть приготовление к смерти. В конце концов, подобная игра на одной струне начинает надоедать и хочется перефразировать: смерть есть приготовление к философии. Впрочем, это и впрямь так. Энергия смерти (хаоса) питает жизнь (порядок). Недаром Хайдеггер считал смерть куда более важным явлением, чем жизнь, ибо она, смерть, и делает жизнь — жизнью, персонифицирует ее. Наше бытие, по Хайдеггеру, — это есть «бытие-к-смерти» (сравним с Кьеркегором: «болезнь к смерти»). Мысль глубокая и мелкая одновременно. Однако куда больше констатации нас интересует преодоление. А вот преодоления смерти Хайдеггер нам не обещает. Ибо если есть преодоление, то нет «самости» бытия, а есть только «несобственное», анонимное существование — то, что христианин назвал бы «богорастворенностью», а буддист — уходом в нирвану. Сие же никак не может устраивать самоосознающую личность с ее маниакальным антропоцентризмом.

 

Вообще, философы XX века страдали невероятным «ячеством». Они с мальчишеским азартом разрушали замки на песке, возведенные их предшественниками, и строили свои — воздушные замки. Воздушные — в том смысле, что терминология Хайдеггера, Ясперса, Сартра, Камю, Маркузе, Адорно и других построена на смысловых структурах, работающих на самое себя, не обеспеченных внеличностной семантикой. Это производство с замкнутым циклом, использующее для генерации новых идей собственные отходы (напоминаю, что я имею в виду не концепции, а терминологию). Как будто не было и нет великой теоремы Геделя о неполноте! (Ее с чистой совестью можно использовать и в сфере философского познания мира.)

 

Правда, некоторые философы (например, Сартр) призывали не к смирению перед смертью или бестрепетному постижению ее великого смысла, а к «вооруженному» сопротивлению. Это различие объясняется принципиальной разностью подходов к методу познания. Здесь уместно провести аналогию с актерским ремеслом. Вахтангов некогда учил актеров играть не «образ», а «отношение к образу». Так и философы разделяются на тех, кто исследует «образ бытия» (Платон, Гегель, Хайдеггер), и тех, кто исследует «отношение к образу бытия» (Шопенгауэр, Авенариус, Мах, Ницше, Сартр, Маркузе).

 

То, что для Хайдеггера было умозрительным анализом, онтологическим чертежом странного устройства, обозначенного как Homo sapiens, для Сартра с товарищи являлось болью, сгустком нервов, комком отчаяния.

 

Преодоление (постижение) смерти возможно путем эмоциональным (психотерапевтическим), социальным или путем умозрительного теоретизирования — выбор за мыслителем.

 

Философские школы и течения XX века понятие смерти намертво увязали с понятием времени. Впрочем, о подобном говорили — правда, в ином, моральном плане — и писатели. «Memento mori» — великое слово, — размышлял Лев Толстой. — Если бы мы помнили то, что мы умрем, вся жизнь наша получила бы совсем другое назначение. Человек, зная, что он умрет через полчаса, не будет делать ни пустого, ни глупого, ни, главное, дурного в эти полчаса. Но полвека, которые, может быть, отделяют тебя от смерти, разве не то же, что полчаса? Перед смертью и перед настоящим времени нет».

 

Конечно, для конкретного человека время — это, скорее, психологическая, чем физическая категория. В этом смысле главное свойство времени парадоксально — оно (время) обладает бесконечным количеством конечных отрезков (здесь уместно вспомнить знаменитые апории (парадоксы) античного философа Зенона «Стрела» и «Ахиллес и черепаха», в которых время и движение разложены на бесконечное число отрезков), и это делает субъекта, воспринимающего время, фактически бессмертным. Еще раз вспомним блестящую формулировку Эпикура: «Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует, когда же она приходит, мы уже не существуем». Нечто похожее встречается и у Марка Аврелия: «Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери — и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?»

 

По сути дела, человек смертен не для себя, а лишь для постороннего наблюдателя. Эту простую мысль подтверждает и принцип релятивизма, характерный для современного научного и философского мышления. Впрочем, здесь мы уже вступаем на суверенную территорию науки, изучающей Психею (душу).

 


просмотров: 6205
Hourglass Cremation Urn Necklace Stainless Steel Memorial Ashes Holder Keepsake

$8.44
End Date: Saturday Dec-22-2018 18:33:56 PST
Buy It Now for only: $8.44
|
Black & Silver Cremation Urn Ashes Holder Stainless Memorial Men Cross Necklace

$23.72
End Date: Sunday Dec-30-2018 9:17:24 PST
Buy It Now for only: $23.72
|
SmartChoice Keepsake Rhinestone Necklace Heart Pendant for Cremation Ashes wi...

$11.45
End Date: Friday Dec-28-2018 10:23:43 PST
Buy It Now for only: $11.45
|
Always With Me Heart Cremation Jewelry Pendant Urn Keepsake Memorial Necklace

$15.95
End Date: Saturday Jan-12-2019 8:51:38 PST
Buy It Now for only: $15.95
|
Perfect Memorials Deep Sea Keepsake Cremation Urn

$11.45
End Date: Wednesday Jan-9-2019 10:39:44 PST
Buy It Now for only: $11.45
|
Red Heart Cremation Jewelry Keepsake Pendant Urn with 20" Necklace - Funnel

$7.98
End Date: Tuesday Jan-1-2019 20:02:29 PST
Buy It Now for only: $7.98
|
Black Bullet Cremation Jewelry Keepsake Memorial Urn Necklace Ash Holder Pendant

$15.95
End Date: Saturday Jan-12-2019 8:51:25 PST
Buy It Now for only: $15.95
|
Perfect Memorials Turquoise Dream Keepsake Cremation Urn

$7.99
End Date: Tuesday Jan-1-2019 19:59:51 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
Steel Hawser Cross Cremation Jewelry Memorial Keepsake Ashes Urn Holder Necklace

$9.95
End Date: Friday Jan-11-2019 12:03:28 PST
Buy It Now for only: $9.95
|
Cross Angel Wings Cremation Urn Keepsake Memorial Ash Pendant 20" Necklace

$10.89
End Date: Tuesday Jan-1-2019 19:59:10 PST
Buy It Now for only: $10.89
|
Angel Heart & Wings Cremation Jewelry Ashes Keepsake Memorial Urn Necklace NEW

$49.99
End Date: Thursday Dec-20-2018 13:51:26 PST
Buy It Now for only: $49.99
|
SmartChoice Royal Cremation Urn for Human Ashes - Affordable Funeral Urn Adul...

$5.99
End Date: Thursday Dec-27-2018 17:06:19 PST
Buy It Now for only: $5.99
|
Поиск товаров для похорон, ритуальные принадлежности
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
 
Н. Н. Чаленко Главная Тайна Нострадамуса. Код Пророка
Главная Тайна Нострадамуса. Код Пророка
Данная книга - "учебник" по Мировой Истории до 2038 года, написанный французским пророком Нострадамусом в 1558 году. Здесь также приводится Тайная формула Мишеля Нострадамуса к своим пророчествам: катренам и предсказаниям, с помощью которой можно узнать прошлое, настоящее и будущее. Приводится уже расшифрованное изложение событий в России - с 1703 года по 2012 год, а также других стран: Франции, Англии, США, Германии и других....

Цена:
187 руб

Софья Санс Тайны мертвых. Избранные главы
Тайны мертвых. Избранные главы
Он не понимал смысла жизни... Он увидел реальность глазами Бога… Он понял, что никогда не знал настоящей любви… Он нашел ответы на других планетах… Он рассказал свою историю из мира мертвых… КНИГА «ТАЙНЫ МЕРТВЫХ» - это откровение реального человека о собственной жизни после смерти - книга написана посредством ченнелинга души Яна с автором. Ян делится с читателями ценными фактами о цели нашего пребывания на Земле, о борьбе с силами зла и о приближении к Божественному источнику....

Цена:
169 руб

Великая книга пророков. Видевшие сквозь толщу веков
Великая книга пророков. Видевшие сквозь толщу веков
Знаменитые пророки и удивительные пророчества испокон веков будоражили умы. На всем протяжении истории человечества появлялись люди, особым образом воспринимавшие пространство и время. Кто они были — знаменитые пророки? Что лежит в основе их предвидений? Научный расчет? Тайные знания? Мистические откровения? Голоса «свыше»? Эта книга расскажет об удивительных людях, заслуживших славу пророков — как о тех, чьи имена на слуху (Мишеле Нострадамусе, Ванге, Вольфе Мессинге), так и об авторах не столь известных, но не менее интересных и интригующих предсказаний. Все самое интересное о пророках и пророчествах предстоит узнать читателю этого фундаментального издания....

Цена:
969 руб

Иоанн Богослов
Иоанн Богослов
Иоанн Богослов прославился не только как сподвижник Христа, но и как автор Апокалипсиса, в котором предсказал судьбы мира. `Откровение` Иоанна Богослова - самая загадочная из книг, входящих в Библию, - вот уже много веков вызывает к себе мистический интерес. Каждое новое поколение истолковывает его по - своему, считая, что выпавшие на его долю войны, революции и голод были предсказаны Апокалипсисом. О земной жизни евангелиста и апостола Иоанна, о его предсказаниях второго пришествия Христа, Страшном суде и конце света рассказывает эта книга. В Антихристе современники узнавали Сталина и Горбачева, в звезде Полынь угадывали Чернобыльскую катастрофу....

Цена:
176 руб

Лиза Барретта Предсказания как бизнес. Вся правда о настоящих предсказателях и лже-гадалках The Street Smart Psychic's Guide to Getting a Good Reading
Предсказания как бизнес. Вся правда о настоящих предсказателях и лже-гадалках
Какими трюками пользуются современные "медиумы", чтобы заманить клиента в свои сети? Почему бизнес предсказателей все набирает обороты? Как отличить шарлатана от настоящего предсказателя? Кто лучше ответит на эти вопросы, как не опытная гадалка? Лиза Барретта знает всю "кухню" карт Таро, магических кристаллов и гадании на чайных листьях изнутри. Она профессиональная предсказательница с тридцатилетним стажем и международной клиентской базой.
В этой книге раскрывается секрет бизнеса предсказателей. Автор рассказывает, как не попасться на удочку мошенников и как выбрать настоящего предсказателя, который подходит именно вам - астролога, медиума, гадалку на картах Таро. На примере реальных историй из яркой и богатой профессиональной жизни Лизы Барретты вы узнаете, что нужно делать - и чего не делать! - чтобы достичь взаимопонимания с предсказателем и получить наибольший эффект от сеанса.

Для широкого круга читателей....

Цена:
314 руб

Е. Ю. Вечерина Конец света?! Продолжение следует...
Конец света?! Продолжение следует...
На протяжении всей своей истории люди задумывались о конце света. Его наступление они связывали с различными событиями - перемещением небесных светил, стихийными бедствиями, кризисами мировой экономики и т. д. В попытках узнать дату гибели всего живого на Земле использовались предсказания астрологов и блаженных, число дьявола, научные достижения и прочее. О том, что мир не вечен, говорят традиционные религии. И люди по-прежнему пытаются вычислить дату апокалипсиса....

Цена:
163 руб

Тайны предсказаний Мишеля Нострадамуса
Тайны предсказаний Мишеля Нострадамуса
У всех читателей этой книги есть уникальная возможность пройти путем Мишеля Нострадамуса - от момента его озарения, возвестившего появление человека, способного предвидеть грядущее, и вплоть до самой его смерти, которую он предсказал с точностью до мельчайших деталей.
Между двумя этими точками - наша жизнь и жизни тех, кто был до нас, и кто придет после. Мы преодолеем ступеньки в том порядке, в котором он сам расположил их. Наш великий провожатый подведет нас к двери.
Что ждет за ней - свет или тьма, зависит лишь от нас с вами......

Цена:
262 руб

2012. Майя и Древний Египет. Пророчества об Апокалипсисе The Orion Prophecy
2012. Майя и Древний Египет. Пророчества об Апокалипсисе
Так что же нас ждет в конце тоннеля, именуемого 2012 годом? Об этом роковом рубеже уже написано множество книг и даже снято несколько мировых блокбастеров. Все они повествуют о неминуемой и чудовищной катастрофе, поджидающей нашу планету и цивилизацию в декабре 2012 года. Так ли это на самом деле?
Авторы предпринимают еще одну попытку разобраться в этой проблеме. Они расшифровывают закодированные послания древних египтян и жрецов майя - потомков погибшей Атлантиды. И послания эти адресованы именно нам - современным людям, находящимся у порога "конца света"....

Цена:
226 руб

Чтение ладони для начинающих Palm Reading for Beginners
Чтение ладони для начинающих
Древнее искусство предсказания судьбы и раскрытия характера человека по руке доступно каждому. Так утверждает Ричард Вебстер, более сорока лет отдавший изучению хиромантии. В своей увлекательной книге он излагает основные принципы "чтения руки". При овладении этими навыками вам потребуется лишь немного терпения, внимательная работа с иллюстрациями, побольше практики.

Для широкого круга читателей....

Цена:
286 руб

Пророчества майя. 2012
Пророчества майя. 2012
Осталось всего несколько лет. Вы готовы пережить конец света?
На этот раз его предсказывают не на рубеже веков. 22 декабря 2012 года, согласно календарю майя, наступит конец привычного для нас мира, и мы войдем в абсолютно новую цивилизацию,
...или встретим Апокалипсис,
...или покинем привычное измерение,
...или дождемся пришествия...
У кого из нас останется шанс выжить?
Многие исследователи убеждены, что майя сумели стать великой цивилизацией, используя чужие знания. От кого же они их получили: от богов; предыдущей земной цивилизации, канувшей в небытие, как Атлантида; от пришельцев с другой планеты?.. И насколько верными окажутся прогнозы, полученные майя в наследство? Приобщитесь к древним знаниям, открывающимся вам на этих страницах, и вы узрите будущее!...

Цена:
77 руб


2013 Copyright © Thanatology.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования