Танатология «Memento mori»
Что такое смерть с точки зрения эстетики

Что такое смерть с точки зрения эстетики

 

Об удивительном эстетическом прочувствовании смерти говорят многие древние письменные источники, и среди них «Беседа разочарованного со своим духом» — египетский папирус, написанный около четырех тысяч лет назад. Это поразительная исповедь уставшего и отчаявшегося человека, пытающегося поэтическими образами убедить себя в благости смерти-утешительницы:

 

«Смерть стоит передо мной сегодня подобно выздоровлению, подобно выходу после болезни.

 

Смерть стоит передо мной сегодня подобно аромату мирры, подобно сидению под навесом в ветреный день.

 

Смерть стоит передо мной сегодня подобно аромату лотоса, подобно сидению на берегу опьянения.

 

Смерть стоит передо мной сегодня подобно удалению бури, подобно возвращению человека из похода к своему дому.

 

...Смерть стоит передо мной сегодня подобно тому, как желает человек увидеть свой дом после того, как он провел многие годы в заключении...»

 

Эдгар По когда-то заметил, что смерть молодой красивой женщины — лучшая тема для художественного произведения. Правда, он не был здесь первооткрывателем. Еще в средние века сокрушения о кончине прекрасного передавались прежде всего через образ погибшей женской красоты. Леонардо да Винчи писал с тоскою: «О время, истребитель вещей, и старость завистливая, ты разрушаешь все вещи и все вещи пожираешь твердыми зубами годов мало-помалу, медленной смертью. Елена, когда смотрелась в зеркало, видя досадные морщины своего лица, содеянные старостью, жалуется и думает наедине, зачем два раза была похищена». (Елена Прекрасная — дочь Зевса и Леды, из-за похищения которой началась Троянская война и чья красота стала нарицательной,)

 

В средневековье сквозь флер христианства явно проглядывал грубый материализм, который, по словам Й.Хейзинги, не мог смириться с мыслью о кончине чего-то прекрасного без того, чтобы не усомниться в красоте самой по себе.

 

С тех пор как изящная словесность стала достоянием «широких трудящихся масс» и по сей день почти все писатели с большим «кайфом» отправляют своих героев на тот свет. Да еще и названия дают соответствующие: «Смерть Ивана Ильича», «Смерть в Венеции», «Смерть Тарелкина», «Смерть коммивояжера», «Девушка и Смерть», «Приглашение на казнь» или просто «Смерть». Разумеется, я имею в виду произведения серьезные, мирового масштаба, ибо в детективах трупы громоздятся горами, но это ни на йоту не приближает нас ни к сердечному прочувствованию смерти, ни к рациональному ее постижению.

 

Как известно, диалектика смерти в искусстве передается через категорию трагического. О том, что эстетическая эмоция включает в себя как радость, так и скорбь, ужас, говаривал еще Юм. Без гибели нет катарсиса, очищения, — этот закон античной трагедии, как пола плаща над ребенком, навис над всей средневековой и современной литературой Запада и Востока (о Севере и Юге умолчу). Гением смертельной литературы можно назвать Шекспира. Его герои не просто умирают или убивают других, но превращают это действие в великую эмпирическую философию, внутренне как бы наслаждаясь переходом от «быть» к «не быть».

 

Живописцы и графики тоже не обделили смерть своим вниманием. В средние века ей посвящали чуть ли не каждое третье произведение изобразительного искусства. Осмысление смерти происходило одновременно в возвышенном (экзистенциально-эсхатологическом) и в бытовом ключе. А для многих художников Ренессанса смерть — это чуть ли не праздник, пиршество красок и плоти (пусть и умирающей). Даже распятого Христа умудрялись писать весьма жизнелюбивыми красками. Бытовое же осмысление смерти (например, в миниатюрах из книг типа «Искусство умирать») хотя и отличалось фамильярным отношением к курносой, но все же не теряло духовного, экзистенциального напряжения. Критический реализм XIX века перевел осмысление смерти в социальную плоскость. «Утро стрелецкой казни» Сурикова или «Казнь заговорщиков в России» и «Подавление индийского восстания» Верещагина — классический тому пример. Для живописцев-реалистов важно было не столько передать внутреннее состояние человека, сколько обличить несправедливое устроение мира. Средневековая эстетика не снижала образ смерти даже лубочно-бытовыми миниатюрами. А «высокий реализм» добился отчуждения человека от смерти, относясь к ней как к социальному акту и не более. Из генералов смерть была разжалована в унтер-офицеры и послана на Кавказ, в действующую армию.

 

Искусство XX века вернуло смерти ее эполеты. Но сделала это скорее литература, чем живопись. Правда, русская литература еще в XIX веке сумела преодолеть детскую болезнь социального критиканства, выйдя на «проклятые» вопросы бытия. Здесь русские писатели (прежде всего Достоевский и Толстой) почти на век опередили Европу (и остальной мир). Что ни говори, но вся экзистенциальная литература нашего столетия — всего лишь зарево «Смерти Ивана Ильича» и «Братьев Карамазовых».

 

Искусство первым заговорило о смерти любого человека, даже самого ничтожного, как о гибели целого мира. Правда, мировая культура вторичная в осмыслении самого феномена смерти — она либо плетется за буддизмом, приравнивающим смерть к жизни (ибо смерть — это новое рождение), либо за каким-нибудь новейшим учением типа экзистенциализма, для которого жизнь и смерть абсолютно равны, поскольку одинаково абсурдны.

 

Если же подняться на более высокий уровень, отрешась от прагматической функции эстетического наслаждения при восприятии художественного описания смерти (уф-ф, еле выговорил!), то придется перейти на философские категории, как это сделал Л.Н. Гумилев в диалоге с А.Панченко «Чтобы свеча не погасла». По его мнению, «самое существенное то, что на планете Земля происходит не только накопление солнечного света путем фотосинтеза, но и творческие его преобразования в формы, устремленные к иррациональным понятиям: Истина и Красота». Правда, Л.Н. Гумилев избегает при этом говорить об одной из главнейших проблем теории познания, суть которой можно сформулировать так: существует ли эстетика, красота, истина и т.д. вне человеческого сознания — или все это умирает вместе с нами? Умирают диалоги Платона, законы ньютоновской механики, белеющие одиноко паруса «в тумане моря голубом», умирают «гении чистой красоты», пронзительно канареечные подсолнухи Ван Гога...

 


просмотров: 5183
Butterfly on My Heart Cremation Jewelry Ashes Keepsake Memorial Urn Necklace

$16.99
End Date: Thursday Aug-23-2018 15:47:54 PDT
Buy It Now for only: $16.99
|
Premium Collet Cross Cremation Jewelry Keepsake Memorial Urn Ash Holder Necklace

$88.48
End Date: Friday Aug-24-2018 19:24:25 PDT
Buy It Now for only: $88.48
|
Black and Silver Criss Cross Cremation Jewelry Urn Keepsake W/ 20" Necklace Nice

$21.99
End Date: Wednesday Aug-22-2018 9:38:35 PDT
Buy It Now for only: $21.99
|
Mini Cremation Urn For Ashes, Small Green Funeral Memorial Keepsake

$13.99
End Date: Monday Sep-10-2018 18:13:52 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Blue Art Deco Glass Cremation Urn Necklace || Memorial Ashes Keepsake Jewelry

$11.99
End Date: Sunday Aug-26-2018 18:28:45 PDT
Buy It Now for only: $11.99
|
3D Tree of Life Cremation Jewelry Pendant Ashes Keepsake Memorial Urn Necklace

$69.99
End Date: Wednesday Sep-12-2018 15:20:40 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
Medium Cremation Urn For Human Ashes Memorial Keepsake Box

$10.99
End Date: Sunday Sep-9-2018 13:55:08 PDT
Buy It Now for only: $10.99
|
Mom Forever In My Heart Cremation Crystal Memorial Urn Ash Holder Necklace

$9.45
End Date: Wednesday Aug-15-2018 9:24:48 PDT
Buy It Now for only: $9.45
|
Black and Silver Criss Cross Cremation Jewelry Urn Keepsake with 20" Necklace

$5.95 (0 Bids)
End Date: Sunday Aug-19-2018 13:42:22 PDT
|
Antique Victorian BELMONT MFG CASKET COFFIN ADVERTISING BROCHURE

$24.95
End Date: Friday Aug-17-2018 12:16:08 PDT
Buy It Now for only: $24.95
|
CUSTOM ENGRAVED GRANITE/MARBLE HEADSTONE GRAVE MARKER PLAQUE MEMORIAL

$11.99
End Date: Monday Sep-3-2018 20:59:10 PDT
Buy It Now for only: $11.99
|
Angel Heart & Wings Cremation Jewelry Ashes Keepsake Memorial Urn Necklace NEW

$14.99
End Date: Wednesday Sep-12-2018 10:45:21 PDT
Buy It Now for only: $14.99
|
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
 
Ричард Вебстер Чтение ладони для начинающих Palm Reading for Beginners
Чтение ладони для начинающих
Древнее искусство предсказания судьбы и раскрытия характера человека по руке доступно каждому. Так утверждает Ричард Вебстер, более сорока лет отдавший изучению хиромантии. В своей увлекательной книге он излагает основные принципы "чтения руки". При овладении этими навыками вам потребуется лишь немного терпения, внимательная работа с иллюстрациями, побольше практики.

Для широкого круга читателей....

Цена:
166 руб

Тайные пути спасения. Правда о православии и конце света
Тайные пути спасения. Правда о православии и конце света
В книге в популярной форме даются ответы на следующие вопросы: откуда зло в человеке? Где находится престол сатаны? Когда возникло время? В чем тайна человеческой души? Кто посылает демонов? Где родился антихрист? В чем смысл смерти на кресте?

Для широкого круга читателей....

Цена:
151 руб

Роман Доля Книга древних пророчеств. О чем молчат камни
Книга древних пророчеств. О чем молчат камни
В памяти многих народов хранятся воспоминания о некоем чуде - протокультуре человечества, уходящей своими корнями в седую древность и достигшей в те далекие времена невероятного развития и могущества. Легенды, сказки и мифы рассказывают о Золотом веке, когда человека окружали мудрые родители - боги и полубоги, герои и мудрецы, звездочеты и маги, направлявшие его усилия на грандиозную созидательную работу по своему совершенствованию и преобразованию материальной природы. Осколки знаний, дошедшие до наших дней через религии, ведические знания, легенды, былины (быль), сказки и мифы, выглядят столь фантастическими, что порой не укладываются в сознании современного человечества. То, что удается постепенно осознать и дешифровать, указывает на обладание древними знаниями высочайшей степени сложности. Священные книги напрямую говорят, что люди получили все знания от богов....

Цена:
116 руб

Наталья Степанова Карманная книга ответов сибирской целительницы
Карманная книга ответов сибирской целительницы
"Карманная книга ответов" потомственной сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой станет верным и неизменным спутником для всех, кто хотел бы исцелиться от болезней, защитить своих родных, семью и дом от завистливого глаза и несчастия, привлечь к себе любовь, богатство, процветание и удачу.
В ней вы найдете самые сильные заговоры и обереги на здоровье и благополучную жизнь, испытанные временем рецепты лекарственных отваров и настоев от многих недугов, а также предсказания и гадания на замужество и супружескую жизнь.
Будьте счастливы, любимы и здоровы!...

Цена:
219 руб

100 великих предсказаний
100 великих предсказаний
Большинство людей на вопрос - хотят ли они знать, что может случиться завтра? - отвечают утвердительно. Человека всегда волнует будущее, потому издревле люди обращались к оракулам, предсказателям и пророкам. Кто и когда делал предсказания в прошлом и насколько они были верны? Как составляют свои прогнозы современные прогнозисты и насколько им можно доверять? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в книге. Автор попытается выяснить, насколько верно распространенное мнение, будто предсказания сбываются настолько, насколько мы в них верим....

Цена:
279 руб

Лиза Барретта, Марио Ридинг Предсказания как бизнес. Нострадамус (комплект из 2 книг) The Street Smart Psychic's Guide to Getting a Good Reading. Nostradamus: The good news
Предсказания как бизнес. Нострадамус (комплект из 2 книг)
Вашему вниманию предлагается комплект "Предсказания как бизнес. Нострадамус"....

Цена:
395 руб

Анна Джирш, Ридинг Марио Космическая энергия. Нострадамус. Благая весть. Предсказание известного прорицателя (комплект из 2 книг)
Космическая энергия. Нострадамус. Благая весть. Предсказание известного прорицателя (комплект из 2 книг)
Цена:
309 руб

Пророчества майя. 2012
Пророчества майя. 2012
Осталось всего несколько лет. Вы готовы пережить конец света?
На этот раз его предсказывают не на рубеже веков. 22 декабря 2012 года, согласно календарю майя, наступит конец привычного для нас мира, и мы войдем в абсолютно новую цивилизацию,
...или встретим Апокалипсис,
...или покинем привычное измерение,
...или дождемся пришествия...
У кого из нас останется шанс выжить?
Многие исследователи убеждены, что майя сумели стать великой цивилизацией, используя чужие знания. От кого же они их получили: от богов; предыдущей земной цивилизации, канувшей в небытие, как Атлантида; от пришельцев с другой планеты?.. И насколько верными окажутся прогнозы, полученные майя в наследство? Приобщитесь к древним знаниям, открывающимся вам на этих страницах, и вы узрите будущее!...

Цена:
77 руб

Колетт Барон-Рид, Ричард Лоуренс, Виталий Симонов, Марио Ридинг Знаки свыше. Посланники небес. Пророчества "Книги Сивилл". Нострадамус (комплект из 4 книг)
Знаки свыше. Посланники небес. Пророчества "Книги Сивилл". Нострадамус (комплект из 4 книг)

Цена:
609 руб

Пустовойтов Вадим Николаевич Ванга: правда и вымыслы
Ванга: правда и вымыслы

Феномену Ванги посвящено безбрежное море публикаций. Продолжая серию работ, посвященных болгарской предсказательнице Вангелии Гуштеровой («бабе Ванге»), автор предпринимает оригинальную попытку подвести черту под многочисленными спекуляциями на тему великой пророчицы и ясновидящей и предлагает свою нестандартную трактовку этого феномена.

...

Цена:
25 руб


2013 Copyright © Thanatology.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования