Танатология «Memento mori»
Что такое смерть с точки зрения эстетики

Что такое смерть с точки зрения эстетики

 

Об удивительном эстетическом прочувствовании смерти говорят многие древние письменные источники, и среди них «Беседа разочарованного со своим духом» — египетский папирус, написанный около четырех тысяч лет назад. Это поразительная исповедь уставшего и отчаявшегося человека, пытающегося поэтическими образами убедить себя в благости смерти-утешительницы:

 

«Смерть стоит передо мной сегодня подобно выздоровлению, подобно выходу после болезни.

 

Смерть стоит передо мной сегодня подобно аромату мирры, подобно сидению под навесом в ветреный день.

 

Смерть стоит передо мной сегодня подобно аромату лотоса, подобно сидению на берегу опьянения.

 

Смерть стоит передо мной сегодня подобно удалению бури, подобно возвращению человека из похода к своему дому.

 

...Смерть стоит передо мной сегодня подобно тому, как желает человек увидеть свой дом после того, как он провел многие годы в заключении...»

 

Эдгар По когда-то заметил, что смерть молодой красивой женщины — лучшая тема для художественного произведения. Правда, он не был здесь первооткрывателем. Еще в средние века сокрушения о кончине прекрасного передавались прежде всего через образ погибшей женской красоты. Леонардо да Винчи писал с тоскою: «О время, истребитель вещей, и старость завистливая, ты разрушаешь все вещи и все вещи пожираешь твердыми зубами годов мало-помалу, медленной смертью. Елена, когда смотрелась в зеркало, видя досадные морщины своего лица, содеянные старостью, жалуется и думает наедине, зачем два раза была похищена». (Елена Прекрасная — дочь Зевса и Леды, из-за похищения которой началась Троянская война и чья красота стала нарицательной,)

 

В средневековье сквозь флер христианства явно проглядывал грубый материализм, который, по словам Й.Хейзинги, не мог смириться с мыслью о кончине чего-то прекрасного без того, чтобы не усомниться в красоте самой по себе.

 

С тех пор как изящная словесность стала достоянием «широких трудящихся масс» и по сей день почти все писатели с большим «кайфом» отправляют своих героев на тот свет. Да еще и названия дают соответствующие: «Смерть Ивана Ильича», «Смерть в Венеции», «Смерть Тарелкина», «Смерть коммивояжера», «Девушка и Смерть», «Приглашение на казнь» или просто «Смерть». Разумеется, я имею в виду произведения серьезные, мирового масштаба, ибо в детективах трупы громоздятся горами, но это ни на йоту не приближает нас ни к сердечному прочувствованию смерти, ни к рациональному ее постижению.

 

Как известно, диалектика смерти в искусстве передается через категорию трагического. О том, что эстетическая эмоция включает в себя как радость, так и скорбь, ужас, говаривал еще Юм. Без гибели нет катарсиса, очищения, — этот закон античной трагедии, как пола плаща над ребенком, навис над всей средневековой и современной литературой Запада и Востока (о Севере и Юге умолчу). Гением смертельной литературы можно назвать Шекспира. Его герои не просто умирают или убивают других, но превращают это действие в великую эмпирическую философию, внутренне как бы наслаждаясь переходом от «быть» к «не быть».

 

Живописцы и графики тоже не обделили смерть своим вниманием. В средние века ей посвящали чуть ли не каждое третье произведение изобразительного искусства. Осмысление смерти происходило одновременно в возвышенном (экзистенциально-эсхатологическом) и в бытовом ключе. А для многих художников Ренессанса смерть — это чуть ли не праздник, пиршество красок и плоти (пусть и умирающей). Даже распятого Христа умудрялись писать весьма жизнелюбивыми красками. Бытовое же осмысление смерти (например, в миниатюрах из книг типа «Искусство умирать») хотя и отличалось фамильярным отношением к курносой, но все же не теряло духовного, экзистенциального напряжения. Критический реализм XIX века перевел осмысление смерти в социальную плоскость. «Утро стрелецкой казни» Сурикова или «Казнь заговорщиков в России» и «Подавление индийского восстания» Верещагина — классический тому пример. Для живописцев-реалистов важно было не столько передать внутреннее состояние человека, сколько обличить несправедливое устроение мира. Средневековая эстетика не снижала образ смерти даже лубочно-бытовыми миниатюрами. А «высокий реализм» добился отчуждения человека от смерти, относясь к ней как к социальному акту и не более. Из генералов смерть была разжалована в унтер-офицеры и послана на Кавказ, в действующую армию.

 

Искусство XX века вернуло смерти ее эполеты. Но сделала это скорее литература, чем живопись. Правда, русская литература еще в XIX веке сумела преодолеть детскую болезнь социального критиканства, выйдя на «проклятые» вопросы бытия. Здесь русские писатели (прежде всего Достоевский и Толстой) почти на век опередили Европу (и остальной мир). Что ни говори, но вся экзистенциальная литература нашего столетия — всего лишь зарево «Смерти Ивана Ильича» и «Братьев Карамазовых».

 

Искусство первым заговорило о смерти любого человека, даже самого ничтожного, как о гибели целого мира. Правда, мировая культура вторичная в осмыслении самого феномена смерти — она либо плетется за буддизмом, приравнивающим смерть к жизни (ибо смерть — это новое рождение), либо за каким-нибудь новейшим учением типа экзистенциализма, для которого жизнь и смерть абсолютно равны, поскольку одинаково абсурдны.

 

Если же подняться на более высокий уровень, отрешась от прагматической функции эстетического наслаждения при восприятии художественного описания смерти (уф-ф, еле выговорил!), то придется перейти на философские категории, как это сделал Л.Н. Гумилев в диалоге с А.Панченко «Чтобы свеча не погасла». По его мнению, «самое существенное то, что на планете Земля происходит не только накопление солнечного света путем фотосинтеза, но и творческие его преобразования в формы, устремленные к иррациональным понятиям: Истина и Красота». Правда, Л.Н. Гумилев избегает при этом говорить об одной из главнейших проблем теории познания, суть которой можно сформулировать так: существует ли эстетика, красота, истина и т.д. вне человеческого сознания — или все это умирает вместе с нами? Умирают диалоги Платона, законы ньютоновской механики, белеющие одиноко паруса «в тумане моря голубом», умирают «гении чистой красоты», пронзительно канареечные подсолнухи Ван Гога...

 


просмотров: 5398
Always With Me Heart Cremation Jewelry Pendant Urn Keepsake Necklace For Ashes

$21.87
End Date: Wednesday Sep-11-2019 12:58:35 PDT
Buy It Now for only: $21.87
|
Serenity Black Beautiful Small Keepsake Urn for Human Ashes - Qnty 1 - w Case

$21.87
End Date: Wednesday Sep-11-2019 13:06:53 PDT
Buy It Now for only: $21.87
|
Patriotic Small Keepsake Urns for Human Ashes - Qnty 1 - for Veterans - w Case

$21.87
End Date: Wednesday Sep-11-2019 13:04:38 PDT
Buy It Now for only: $21.87
|
Serenity Red Beautiful Small Keepsake Urn for Human Ashes - Qnty 1 - w Case

$10.49
End Date: Friday Sep-6-2019 20:59:10 PDT
Buy It Now for only: $10.49
|
Angel Heart & Wings Cremation Jewelry Ashes Keepsake Memorial Urn Necklace NEW

$12.88
End Date: Sunday Sep-8-2019 19:28:57 PDT
Buy It Now for only: $12.88
|
Cremation Anchor Cubic Zirconia Ashes Necklace Jewelry Pendant Keepsake Urn

$18.99
End Date: Friday Aug-30-2019 17:00:31 PDT
Buy It Now for only: $18.99
|
Cremation Jewelry, Engraved Heart Urn Necklace || Ashes Keepsake

$21.87
End Date: Wednesday Sep-11-2019 13:00:17 PDT
Buy It Now for only: $21.87
|
Serenity Blue Beautiful Small Keepsake Urn for Human Ashes - Qnty 1 - w Case

$21.87
End Date: Thursday Sep-12-2019 6:03:59 PDT
Buy It Now for only: $21.87
|
Grace and Mercy Pewter Cross Small Keepsake Urns for Human Ashes - Qnty 1

$11.69
End Date: Friday Sep-6-2019 18:04:08 PDT
Buy It Now for only: $11.69
|
Motorcycle Biker Cremation Jewelry Keepsake Memorial Ashes Urn Holder Necklace

$16.99
End Date: Sunday Aug-18-2019 17:58:23 PDT
Buy It Now for only: $16.99
|
September Sapphire Heart Cremation Jewelry Keepsake Memorial Urn Necklace

$23.72
End Date: Wednesday Sep-4-2019 10:17:24 PDT
Buy It Now for only: $23.72
|
Cremation Urn Necklace "With Beautiful Gift Box" Heart Pendant

$21.87
End Date: Monday Sep-9-2019 13:01:10 PDT
Buy It Now for only: $21.87
|
Поиск товаров для похорон, ритуальные принадлежности
Search Results from «Озон» Путеводители по странам

2013 Copyright © Thanatology.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования